Владелец бара «Ясли» Александр Зарайский, автор знаменитой петиции против законопроекта о «наливайках», породившей движение «Мой бар не наливайка», прокомментировал «войну», начавшуюся между петербургскими заведениями и правительством города. Он не присоединился к радикальному сопротивлению, но отстаивает свою позицию законными средствами. Бизнесмен считает, что заведения общепита, которые работают вопреки запретам, поступают так вовсе не из-за ощущения безнаказанности или наплевательского отношения к коронавирусной угрозе.
— В отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства для многих это единственный способ выжить. Причём речь идёт не столько о сохранении бизнеса, сколько о простых работниках — поварах, барменах, официантах, мойщицах, — у которых, если они временно останутся без дохода, элементарно нет возможности даже просто платить за жильё и полноценно питаться, — сказал он FlashNord.
Ресторатор добавил, что в крупном сетевом общепите судьба уволенного персонала мало кого интересует, но в небольших заведениях, как правило, стараются сохранить команду, иногда собиравшуюся годами. Для этого владельцам нужны деньги, но «кубышки опустели ещё летом». Поэтому людям приходится продолжать работать, невзирая на то, что их бизнес внезапно, одним росчерком пера, оказался вне закона, говорит Зарайский.
— Все понимают, что сегодняшняя заболеваемость в Санкт-Петербурге — одна из самых высоких в стране. А петербургские власти вместо того, чтобы разобраться в причинах неэффективности собственной работы, следуют заветам Салтыкова-Щедрина — держат всех в состоянии постоянного изумления. Те законопослушные рестораторы, кто неукоснительно следует антиковидным требованиям к общепиту, за полгода превратили свои заведения в самые безопасные с точки зрения распространения вируса общественные места в городе, — сказал он.
По его словам, ситуация обострилась еще из-за того, что Смольный одной рукой запрещает общепиту работать, а другой сам же и организует многотысячные гуляния, такие как Рождественская ярмарка и различные шоу. Из-за этого даже самые лояльные бизнесмены начинают «вскипать». Зарайский добавил, что неудивительно, что, видя такие лицемерие и безответственность городского руководства, простые граждане, в том числе предприниматели, предпочитают в критической ситуации действовать самостоятельно, игнорируя начальственные решения.
— Без сомнения, у власти найдётся возможность демонстративно наказать тех, кто открыто и громко заявил о своём неподчинении. Уже сейчас в подмогу Роспотребнадзору выделяются бойцы Росгвардии, полиция и даже Следственный комитет. Но глядя на кадры оперативной съемки, на которых рейд из десятка проверяющих заходит в заведение, где ночью за отдельными столиками сидят пять-семь человек, становится очевидно, что эффект от привлечения таких серьезных ресурсов сводится лишь к самоутверждению тех, кто принимает решения. К борьбе с эпидемией это никакого отношения не имеет, — добавил он.
В Санкт-Петербурге на волне жестких ограничений по коронавирусу после концерта Басты и ресторанного локдауна начался «барный протест». Общепиту запретили работать с 30 декабря по 3 января. Однако с 17 декабря по 10 января в Северной столице пройдет Рождественская ярмарка, на которой будет аж 35 точек общественного питания, из-за чего особенно возмутились владельцы ресторанов и баров, которым запретили даже работать на вынос. После этого вице-губернатор Евгений Елин, отвечая на вопрос журналиста о том, какие Смольный предусмотрел меры поддержки для малого бизнеса, сказал, что «есть еще 360 дней, на каждый чих не наздравствуешься».
Появилась «Карта сопротивления», в которой были указаны более 100 баров, якобы намеренных игнорировать постановление правительства о мерах против распространения коронавируса. Предприниматели объясняли это тем, что для них не работать означает смерть бизнеса, и лучше они будут платить штрафы, чем закроются полностью.
Автором инициативы стал бывший полицейский, экс-борец с незаконной торговлей, предприниматель Александр Коновалов. Он призвал коллег поддержать его и работать в новогодние праздники, а также в вечернее время. После этого СК устроил облаву в барах, которые работали после 23:00. Чиновники выписали протоколы трем заведениям. Закончилось это двумя уголовными делами. Владельцам заведений грозит до 6 лет лишения свободы. О ситуации узнали и в Кремле, где заявили, что вмешиваться в конфликт петербургских баров со Смольным не станут, так как с этим должен разбираться регион.
10 февраля власти Петербурга провели встречи с представителями ресторанного бизнеса и обсудили шаги к изменению ситуации. В частности, предприниматели заявили, что готовы не работать 31 декабря и 1 января, а в остальные дни попросили разрешить работать не до 19:00, а до 23:00. Вскоре создатели «карты сопротивления» объявили о ее прекращении, уточнив, что до властей города «удалось достучаться».
Некоторые предприниматели, которые были указаны на карте, продолжают сообщать, что их добавили туда для «массовости» и постановления правительства они нарушать не хотели, а другие заявляют, что в достигнутых договоренностях они не уверены, а в чем-то даже и не согласны, поэтому намерены работать подпольно.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал